«Сразу привлекают внимание перо и буквы, нанесенные поверх контуров Чехова
и Книппер. На мой взгляд, это очень удачное художественное решение,
иллюстрация того факта, что большая часть их отношений состояла из
переписки. В работе Николая Викторовича Книппер повернута к Чехову спиной.
Эта крайне важная деталь - потрясающе меткая демонстрация их отдаленности
друг от друга. Автор чеховской биографии в серии «Жизнь замечательных
людей» Алевтина Кузичева отмечает: «Оба как будто пытались в письмах
сблизить свои несхожие мироощущения. Чехов - бесконечными признаниями в
любви. Книппер - бесконечными обещаниями грядущей совместной жизни».
Полюшенко изображает Чехова спокойно-сосредоточенным, с выражением хмурой
тоски. И здесь сразу вспоминается замечание Антона Павловича по поводу
собственного брака: «Жена моя остается в Москве одна, и я уезжаю одиноким.
Она плачет, я ей не велю бросать театр. Одним словом, катавасия».
Примечательно, что выражение лица Книппер расслабленное - она относилась к
их эпистолярному роману проще: «Тебе, верно, странно думать, что где-то
далеко есть у тебя мифическая жена, правда? - вопрошала Книппер в письме к
Чехову. - Как это смешно. Целую и обнимаю тебя много раз, мой мифический
муж».
На картине Чехов предстает во всем белом, и эту деталь тоже нельзя назвать
случайной. Данный цвет символизирует чистоту, бесхитростность,
бесконечность. И все это отражалось в простой фразе: «Радость моя, спасибо
тебе за то, что ты такая хорошая». Но белый часто ассоциируется и с
ожиданием: свадьбы, крещения, приезда и т. д. А Антон Павлович, как
известно, всегда ждал Ольгу: «Мне все кажется, что отворится сейчас дверь и
войдешь ты…».
Ангел с крестом, изображенный на заднем плане, - ключ к пониманию того,
что, несмотря на любовь, отношения супругов были пронизаны болью и
безнадежностью. Оба осознавали, что Чехову нужно находиться в Ялте, а
Книппер не может жить без театра в Москве. И оба в глубине души
чувствовали, что конец близок. А купола, отчетливо виднеющиеся сзади,
предположительно относятся к Церкви Святого Великомученика Теодора Тирона,
где пара обвенчалась в мае 1901 года.»
«В первую очередь, внимание останавливается на глазах: в них читается
твердость, решимость, но присутствует и некоторая доля обреченности. Почему
это стало возможным? Как известно, по мере духовного сближения с Сашей,
мысль о свадьбе стала вызывать у девушки обреченность и тоску: «Спать не
хотелось, на душе было непокойно, тяжело. Она сидела, положив голову на
колени, и думала о женихе, о свадьбе... Вспомнила она почему-то, что ее
мать не любила своего покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в
полной зависимости от своей свекрови, бабули». Но решимость бежать
перекрывает обреченность, и хотя у Нади еще нет твердой опоры, первый шаг
все равно уже сделан.
Фата и чепчик на картине совершенно не гармонируют с лицом невесты. Этот
атрибут свадебной жизни символизирует нежность, покорность, готовность
любить мужа. Такой контраст словно является иллюстрацией данного диалога:
- Нельзя, Саша. Я выхожу замуж.
- Э, полно! Кому это нужно?
Усиливает ощущение тоски от грядущей свадьбы и черный фон. Зная сюжет, мы
понимаем, что данный цвет не может ассоциироваться с радостными ожиданиями
и гармоничным счастьем Нади.
В целом, Николаю Викторовичу мастерски удалось показать бессмысленность
идеи героини выйти замуж. «Невеста поневоле» - так можно кратко
охарактеризовать мысль, которая приходит в голову при рассмотрении
картины.»